Коротко о системе комплексной сказкотерапии

Приятно познакомиться!

Меня зовут Коцкало Мария Анатольевна. Я психолог-сказкотерапевт, консультант, тренер . Очень люблю свою профессию. Мне она приносит замечательные встречи с разными людьми, которые обращаются ко мне за помощью или в поиске ответа на волнующие вопросы.

Стать психологом – это была моя мечта с детства. Поэтому после окончания школы мой выбор никого из моих родных и друзей не удивил. Я поступила в УдГУ и по окончании стала педагогом-психологом.

К тому времени я уже работала и занала, что психологи, как и учителя, и многие другие мастера своего дела, свое образование продолжают. Так и пришли в мою жизнь мои замечательные наставники-практики вместе с переездом из Ижевска в город-гарнизон подводников Вилючинск на Камчатке.

Это были очень насыщенные времена. Встреча с тренером-коучем Шевцовой Ириной и обучение тренерской работе с группой. И встреча с православными психологами И.Медведевой и Т.Шишовой, которые познакомили с уникальным методом драматической психоэлевации. Многичесленные методические семинары в городском методическом объединении под заботливым и теплым крылом психолога-методиста Котовой Г.П. А так же интересная и незабываемая работа с творческими и увлеченными педагогами в Доме детского творчества г. Вилючинска. Мы очень плодотворно совместно творили, создали программу по работе с подростками и выиграли всероссийский грант. Так наша программа «От подростка к подростку» получила свою путевку в жизнь.

Первые серьезные профессиональные победы и первые искренние благодарности от родителей и детей я получила на Камчатке.

Сейчас я так же продолжаю работать и учиться, осваиваю новый метод в Международном Институте Комплексной Сказкотерапии. Надо сказать, что желание стать сказкотерапевтом появилось довольно давно. Мне очень приглянулся этот экологичный и деликатный метод помощи людям в трудной жизненной ситуации. Мои знания и умения сказкотерапевта помогают мне не только в профессии, но и в воспитании моих детей. Я мама двух дочек и сына.

 

Позвольте мне рассказать коротко о системе комплексной сказкотерапии.

Комплексная Сказкотерапия – это отечественный психологический метод, сейчас уже система знаний, автором которой является талантливый психолог, доктор психологических наук Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева.

Традиционно сказки считаются «детским материалом». Однако изначально этот метод создавался именно для взрослых, которые оказались в трудной, даже кризисной жизненной ситуации. Это ситуации, когда у человека путаются мысли и он не владеет своими чувствами. И всем хорошо известно, что если подобные стрессовые состояния продолжаются длительное время, то это неизбежно отражается на физическом здоровье человека. Проблемы нервной и сердечно-сосудистой системы у взрослых людей – это частое следствие пережитого ими стресса.

Если описывать истории жизни людей, причины, которые привели их к кризису сказочным языком, то человек становится главным героем сказки и уже может посмотреть на свою жизнь со стороны, увидеть скрытые причины, приведшие его к кризису, или посмотреть на стрессовую ситуацию глазами сказочника.

 И таким образом сказки, благодаря динамичному сюжету делают ребенку первую психологическую прививку от стресса. Слушая сказку, ребенок эмоционально сопереживает героям, опосредованно переживая стрессовую ситуацию. Так включается и укрепляется его жизненный и социальный иммунитет.

И как показывает практика, такие истории обладают серьёзным терапевтическим эффектом. Те люди, которые из-за стресса имели нарушения сна, - становились спокойнее и начинали потихоньку спать. Те люди, которые не могли найти решения важной проблемы, находили его. Почему? Просто потому, что человек, слушая описание своей жизни как бы со стороны, восстанавливал связь с самим собой, становился более целостным. Можно сказать – «исцелялся» - то есть приходил к целостности из диссоциированного состояния.

Комплексная Сказкотерапия – это деликатное воздействие на сознание, чувства, мироощущение человека с помощью доброй и точной сказки, посредством особого «сказочного языка» образа, метафоры.

Такие сказки создаются на основе так называемой архетипической диагностики и помогают понять, какой жизненный принцип работает в конкретной проблеме человека взрослого, подростка или ребенка.

Словом, добрая, точная сказка может оказать поддержку практически в любой жизненной ситуации и помочь выздоровлению. Как же это происходит?

Сказочные сюжеты описывают многообразные жизненные ситуации, способы преодоления трудностей, процесс принятия судьбоносных решений; также сказочные сюжеты вмещают в себя и опыт ошибок, сделанных и исправленных, сказочными героями. Сколько жизненных ситуаций, историй, решений, болезней и выздоровлений описано в сказках и мифах разных народов, сколько их описано в авторских сказках? Миллионы, миллиарды, триллионы? И, представьте, весь этот богатейший опыт жизни через сказку поступает в подсознание ребенка. И образует там специфическую Библиотеку Жизненных Ситуаций, способов поведения, реагирования, принятия решений, жизненных выборов. Это огромнейшая библиотека уже сама по себе становится фундаментом жизненной прочности.

Сказкотерапевты говорят: «Сказка – это повод для беседы о жизни». Жизненный опыт родителей, бабушек и дедушек, воспитателей, врачей и других взрослых не может выражаться только в запретительной форме. Например, «не делай этого, мама лучше знает!». Для ребенка крайне важен тот жизненный опыт, который он осмыслил. Что значит, осмыслил: то есть понял, что произошло, почему это случилось и чему это научило. Только так ребенок получает шанс формирования запаса жизненной прочности, банка жизненных ситуаций, - а значит, и иммунной системы. Причем, многоуровневой иммунной системы: физической, социальной, нравственной, духовной.

Это лишь малая капелька азов Комплексной Сказкотерапии. Но если бы вы спросили, а что самое главное в этом методе, - получили бы ответ, что САМОЕ ГЛАВНОЕ В СКАЗКОТЕРАПИИ – ЭТО ОСОБЕННЫЙ СКАЗОЧНЫЙ ЯЗЫК. Если использовать красивую метафору, то можно сказать, что это ЯЗЫК ЛЮБВИ. К человеку, природе, всему Мирозданию.

Как говорят мудрецы, важно не что сказать, а КАК сказать. Известна древняя история о том, как одному могущественному властелину приснилось, будто бы у него выпали все зубы. И толкователи сочувственно напророчили ему потерю близких. За что разгневанный правитель бросил их в темницу. И лишь один мудрец сказал сновидцу: «О, светлейший, ты переживёшь всех своих родных!».

Одну и ту же информацию можно упаковать в разную форму. Сама словесная форма может как вызвать стресс, травмировать, - так и поддержать. Хотя информационное послание будет идентичным. Думаю, вам это хорошо знакомо.

Сам процесс рассказывания сказки бабушкой или дедушкой своим внукам, обсуждение сказки, рассказ о собственном жизненном опыте, - всё это уже является мощным терапевтическим средством, как для пожилого человека, так и для юного создания.

Сказка – это доброе точное слово плюс увлекательный сюжет, базирующийся на основных законах жизни.

Сказки настраивают нас более точно и целостно воспринимать окружающую реальность, создают внутри нас фундамендательную библиотеку жизненных ситуаций и предупреждений, - а это, в свою очередь, укрепляет иммунную систему на всех её уровнях.

Будем же вместе читать сказки не только «по-писанному», но и «по не-писанному», - ведь они смогут вернуть нам ценнейшие знания о нас самих. Какие мы есть, и какими мы можем быть.

Записаться ко мне на консультацию

О нашем центре

Городской центр профилактики "Подросток" создан 28 января 1993 года на базе Городского оперативного отряда. Центр является муниципальным бюджетным учреждением Администрации г. Ижевска; работу проводит под руководством Управления по делам молодежи. 

Мы ВКонтакте